Коммуникация позволяет людям не только обмениваться информацией и согласовывать действия, но и делиться эмоциональными переживаниями, устанавливать контакт с окружающими людьми. Коммуникация осуществляется разными средствами, которые можно разделить на невербальные (например, жесты, мимика) и вербальные (или речевые). Ребенок, только родившись, уже общается с родителями, но только используя невербальные средства: например, он плачет, когда хочет есть.
Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК) - система коммуникативных средств (включающая различные специальные методики и аппараты), которая используется людьми без функциональной речи (звучащей речи, которой мы пользуемся каждый день).
Существует много систем и средств АДК, среди которых наиболее популярными являются жесты, карточки, коммуникативные планшеты, система PECS, устройства для генерации речи, системы управления взглядом. Выбор конкретной системы зависит от причины отсутствия речи и возможностей человека.
Простой пример использования АДК - карточки и жесты. Например, человек может сказать, что хочет пить, следующим образом: указывает на себя (Я) - гладит себя по животу (хочу) - показывает на картинку с изображением стакана апельсинового сока.
АДК в основном используется для:
1. Неговорящих детей. Ребенок сначала пользуется исключительно невербальными средствами (кричит, смеется), а потом у него начинает развиваться речь (от лепета и гуления до первых настоящих слов, а потом и фраз). Однако по разным причинам (задержка речевого развития, расстройство аутистического спектра, детский церебральный паралич) может случиться так, что речевых звуков малыш совсем не издает и в 6 лет.
Стоит обратить внимание, что появление первых слов возрастными психологами относится к возрасту 12-14 месяцев, однако бывают случаи нормативного развития ребенка при появлении речи и в 3 года. В каждом случае требуется консультация специалиста (!). Дело в том, что речь выполняет функцию не только коммуникации, но и является инструментом мышления. Мы говорим, используя различные категории (понятия) и отношения между ними. Понятие есть результат обобщения группы предметов (=мышления). Если ребенок долгое время не может говорить, то он не только замыкается в себе (что называется в научной терминологии процессом вторичной аутизации), но и лишается средства своего психического развития. Поэтому так важно дать ребенку инструмент, который станет заменой речи, - систему альтернативной коммуникации.
2. Людей с неврологическими заболеваниями, которые не могут говорить и/или понимать обращенную речь. Например, частым следствием инсульта в левом полушарии головного мозга является афазия (нарушение речи). Человек, который не имеет возможности общаться с окружающими, оказывается запертым в себе, что осложняет и без того драматичное состояние болезни для него.
Чтобы система АДК была эффективной, она должна быть применяемой в повседневности (на прогулке, в магазине), то есть недостаточно обучить человека ей пользоваться - требуется, чтобы родители и родственники освоили выбранную АДК. Очень часто близкие всячески стараются избежать введения АДК, так как боятся, что это затормозит появление речи. Однако современные исследования не демонстрируют подобного эффекта. Кроме того, речь и АДК основываются на разных психических процессах, из чего следует предположение, что они
скорее не могут оказывать тормозящего эффекта друг на друга. В то же время обучение родителей и родственником позволяет:
1. Снизить фрустрацию и чувство отчужденности у их близкого. Когда близкие понимают сигналы человека и отвечают на них соответствующим образом, человек испытывает меньше стресса и чувство большего контроля. Конечно, намного проще методом подбора пытаться понять, что хочет человек (есть? пить? в туалет?). Однако давайте на секунду представим, как это ощущается, когда не ты делаешь высказывание и транслируешь, что ты хочешь или не хочешь, а за тебя его делают?
2. Повысить качество жизни всей семьи. Возможность понимать желания и потребности близкого человека, который до этого не мог этого сделать, снижает напряжение между членами семьи.
3. Обучение родителей/родственников альтернативной коммуникации включает:
- Знакомство с инструментами АДК. Родители узнают, как использовать карточки PECS, коммуникаторы или приложения.
- Имитация использования АДК в повседневных ситуациях. Например, как предложить ребёнку выбрать игрушку или взрослому родственнику сообщить о своей потребности.
- Тренировка использования АДК в повседневности.